- О нас
- О бренде Teboil
- Акции
- Доставка
- Оплата
- Одобрения производителей*
- Защита от подделок
- Подбор масла
- Конфиденциальность
- Условия продажи товаров
- Контакты
- Статьи
Трансмиссионные масла для автоматических коробок передач: ATF, CVTF, DCTF

Но все ли автоматические коробки передач (АКП) одинаковы и какие смазочные материалы необходимы для их обслуживания? Давайте разберемся в этом деликатном вопросе.
Типы АКП и трансмиссионных жидкостей
Всего есть три вида автоматических коробок передач. Для эффективной работы каждому из них подходят свои смазочные материалы.Гидромеханические трансмиссии (AT) — обычные «ступенчатые» АКП, доминируют на североамериканском рынке. Для автоматических гидромеханических трансмиссий предназначаются Automatic Transmission Fluids (ATF).
Вариаторы (CVT) — бесступенчатые трансмиссии с приводным ремнем или цепью, популярны в Азии. Для бесступенчатых коробок передач необходимы жидкости CVTF (Continuously Variable Transmission Fluid).
Коробки передач с двойным сцеплением (DCT — DSG, S Tronic, PDK и другие) пользуются большим спросом в Европе. По принципу работы они аналогичны механической трансмиссии. Основное отличие заключается в наличии сразу двух пакетов сцепления, один из которых передает крутящий момент на нечётные передачи (1, 3, 5, 7), а другой — на чётные (2, 4, 6). Процесс переключения передачи происходит автоматически и очень быстро, что позволяет обеспечить ровную тягу при разгоне и снизить расход топлива. Для коробок передач с двойным сцеплением требуются жидкости DCTF (Dual Clutch Transmission Fluid).
Состав и функции трансмиссионных жидкостей
Трансмиссионные жидкости решают следующие задачи:- смазывание деталей;
- передача энергии от ДВС (через гидротрансформатор);
- отвод тепла от пар трения;
- защита деталей от износа;
- исключение пенообразования;
- лёгкое переключение передач.
Помимо этого, трансмиссионные жидкости должны быть совместимы со всеми видами материалов в коробке переключения передач (КПП), работать как при низких, так и при высоких температурах и поддерживать стабильную производительность в течение длительного времени.
В состав ATF-жидкостей обычно входят
- антиокислительные и антипенные присадки,
- модификаторы вязкости,
- противоизносные добавки,
- модификаторы трения,
- моющие компоненты
- и ингибиторы коррозии.
Традиционно они окрашены в красный цвет, чтобы их можно было отличить от других типов трансмиссионных жидкостей и масел. Однако могут использоваться и другие цвета, например, синий или зеленый.
CVTF-жидкости оптимизированы специальными противоизносными присадками и улучшенной защитой от пенообразования.
В отличие от ступенчатых АКП с гидротрансформатором, коробки DCT имеют синхронизаторы и цилиндрические шестерни. Поэтому DCTF-жидкости должны совмещаться с материалами синхронизаторов и иметь улучшенную защиту от износа (аналогично механическим коробкам передач).
Производители гидромеханических трансмиссий и спецификации
Коробки передач автоматической трансмиссии собираются либо производителями автомобилей (Toyota), либо сторонними поставщиками (JATCO, Aisin Warner, ZF). В профессиональной среде они обозначаются термином ОEM (Original Equipment Manufacturer) — производители оригинального оборудования. Именно OEM прописывает в технической документации требования к трансмиссионной жидкости.Эти спецификации устанавливают процедуры тестирования жидкостей, параметры производительности, а также критерии прохождения тестов в условиях лабораторных или полевых испытаний.
Североамериканские производители легковых автомобилей
Среди североамериканских производителей автоматических трансмиссий доминируют Chrysler, FORD, General Motors.Chrysler
Для заводской и сервисной заливки в 3-, 4-, 5- и 6-ступенчатые АКП Chrysler требуются традиционные высоковязкостные ATF спецификации MS-9602 или ATF+4. А для трансмиссий производства ZF от 8 ступеней и выше — специальные жидкости по спецификации ZF, которые можно найти в списках ZF List of Lubricants.
Спецификация |
Дата введения |
Применение |
Статус |
ATF+2 |
1967 |
3-ступенчатая АКП Chrysler 727 |
Устаревшая |
ATF+3 |
1980 |
3- и 4-ступенчатые АКП |
Устаревшая |
ATF+4 |
1998 |
3-, 4-, 5- и 6-ступенчатые АКП |
Действующая |
FORD
Для обозначения трансмиссионных жидкостей компания FORD использует два вида маркировки:- Числовой и буквенный код M2C+номер спецификации. Например, M2C938-A предназначена для первой заводской заливки жидкости для автомобилей с 2008 года выпуска и старше.
- Обозначение MERCON SP/ LV/ ULV — маловязкие жидкости заводской заливки на срок службы до 150 000 миль (~240 000 км).
Для автомобилей, выпущенных до 1981 года, требуется жидкость типа FORD Type F. Для более современных (1981–2008 гг. выпуска) — жидкость, соответствующая спецификации MERCON V. Она взаимозаменяема со всеми жидкостями, где были рекомендованы MERCON или M2C138-CJ, и обладает улучшенными характеристиками по сравнению со стандартными жидкостями MERCON.
Спецификация |
Дата введения |
Применение |
Комментарий |
Статус |
Type A/B |
1960 |
2- и 3-ступенчатые АКП FORD-O-MATIC |
- |
Устаревшая |
Type F/G |
1970 |
А/м до 1981 года и более ранние |
Улучшена стабильность против окисления |
Устаревшая |
MERCON |
1987 |
А/м до 1988 года выпуска и более ранние |
Улучшена стабильность против термического окисления и фрикционные свойства |
Устаревшая |
MERCON переработанная |
1992 |
А/м 1996 года выпуска и ранее |
Изменены низкотемпературные свойства, антиокислительные свойства |
Устаревшая |
MERCON V |
1996 |
А/м 1997 года выпуска и более поздние |
Улучшены антиокислительные свойства, низкотемпературные свойства, предъявлены новые требования к фрикционным свойствам |
Устаревшая |
MERCON переработанная |
2004 |
А/м 1996 года выпуска и ранее |
Ужесточены требования по NOACK |
Устаревшая |
MERCON V переработанная |
2004 |
А/м 1981–2007 годов выпуска |
Ужесточены требования по NOACK и фрикционным свойствам |
Действующая |
MERCON SP |
2004 |
5- и 6-ступенчатые АКП ZF |
Маловязкая жидкость. Несовместима с предыдущими спецификациями |
Действующая |
MERCON LV |
2008 |
А/м с 2008 года выпуска и позже |
Маловязкая жидкость. Несовместима с предыдущими спецификациями |
Действующая |
MERCON ULV |
2017 |
9- и 10-ступенчатые АКП |
Ультрамаловязкая жидкость, несовместима с предыдущими спецификациями |
Действующая |
GENERAL MOTORS
GM была первой компанией, которая представила серийную автоматическую трансмиссию и спецификации для жидкостей ATF — DEXRON. Эта спецификация была разработана в 1967 году и очень быстро стала стандартом для трансмиссионных жидкостей в американской автомобильной промышленности. Сегодня во всех трансмиссиях GM действуют и лицензируются DEXRON VI и DEXRON HP. Трансмиссионные жидкости предыдущих спецификаций устарели и больше не лицензируются компанией GM.
Спецификация |
Дата введения |
Применение |
Комментарий |
Статус |
Type A |
1949 |
GM Hydra-Matic |
- |
Устаревшая |
Type A Suffix A |
1957 |
Powerglide 2-ступенчатая АТ |
Улучшена окислительная стабильность |
Устаревшая |
DEXRON |
1967 |
Turbo-Hydramatic 3-ступенчатая АТ |
Улучшены противоизносные и фрикционные свойства |
Устаревшая |
DEXRON II |
1973 |
А/м 1973 года выпуска и более ранние |
Применен новый модификатор трения |
Устаревшая |
DEXRON IID |
1973 |
А/м 1973 года выпуска и более ранние |
Улучшены антикоррозионные свойства |
Устаревшая |
DEXRON IIE |
1979 |
А/м 1991 года выпуска и более ранние |
Улучшены низкотемпературные свойства и окислительная стабильность |
Устаревшая |
DEXRON IIIG |
1994 |
Автоматические трансмиссии с электронным управлением (ЕССС) |
Улучшенная жидкость для АКП с электронным управлением |
Устаревшая |
DEXRON IIIH |
2003 |
3- и 4-ступенчатые АКП |
Улучшены фрикционные свойства, окислительная стабильность |
Устаревшая |
DEXRON VI |
2006 |
6-ступенчатые трансмиссии и более ранние |
Маловязкая жидкость. Улучшенные антиокислительные, фрикционные свойства. Более легкое переключение передач |
Действующая |
DEXRON HP |
2013 |
8-ступенчатые трансмиссии |
На базовых маслах PAO (ПАО) |
Действующая |
Спецификация GM встречается в технической документации следующих автомобильных марок: Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Oldsmobile, Pontiac, Hummer, Saturn Opel и Vauxhall, а также в некоторых моделях BMW, оборудованных автоматами GM.
В ряде случаев жидкости спецификации DEXRON применяются для заливки в гидроусилитель рулевого управления.
Азиатские производители легковых автомобилей
Азиатские производители разрабатывают и утверждают специальные стандарты ATF для собственных АКП. Основные производители и поставщики узлов на конвейеры — компании JATCO и Aisin Warner.
OEM |
Спецификация |
OEM |
Спецификация |
Aisin Warner |
AW-1; JWS 3309 |
Honda |
ATF Z1; ATF DW-1 |
Hyundai/ Kia |
SP-II, SP-III, SP-IV, SPH-IV, SP-IV-RR |
Mitsubishi |
SP-II, SP-III, SP-IV DiaQueen J2, J3 |
Mazda |
ATF FZ; JWS 3306; JWS 3317, ATF M III |
Subaru |
ATF, ATF-HP |
Nissan |
Matic D, Matic J, Matic K, Matic S |
Toyota |
T-II, T-III, T-IV, WS |
Suzuki |
3314, 3317 |
- |
- |
Отдельная спецификация JASO M315-2013 (JASO 1-A) предназначена для жидкостей, которые используются в сервисной заливке. Она разработана производителями оборудования и нефтяными компаниями, которые занимаются производством присадок, для определения стандартных требований к производительности продукта. ATF, отвечающие требованиям JASO 1-A, подходят для обслуживания в тех случаях, когда оригинальное масло недоступно для покупки.
Европейские производители легковых автомобилей
Лидирующими производителями легковых автомобилей с АКП в Европе являются Audi, BMW, Daimler и Volkswagen. На автомобилях этих марок можно встретить трансмиссии производства Daimler, ZF, Aisin Warner и GM. Спецификация для ATF может устанавливаться либо производителем автомобиля, либо производителем трансмиссии.Как и азиатские производители, европейцы не публикуют спецификации заводской заливки, но, как правило, они подобны оригинальным жидкостям для сервисной заливки. Общие технические требования к трансмиссионным жидкостям представлены ниже в таблице.
Трансмиссия |
OEM |
OEM номер |
Комментарий |
ZF 5HP |
VAG |
G 052162 |
ZF Lifeguard 5 |
ZF 6HP |
VAG |
G 055005 |
ZF Lifeguard 6 |
ZF 6HP |
BMW |
8322 0142516 |
- |
ZF 6HP |
VAG |
G 060162 |
ZF Lifeguard 8 |
ZF 8HP |
BMW |
8322 2152426 |
ZF Lifeguard 8 |
ZF 8HP |
BMW |
8322 2289720 |
ZF Lifeguard 9 |
Aisin Warner |
VAG |
G 055540 |
Toyota WS |
NAG-2 |
DAIMLER |
MB 236.15 |
ATF 134FE |
725.0 |
DAIMLER |
MB 236.17 |
Shell D971 |
Масла LUKOIL для гидромеханических АКП
Для классических гидромеханических трансмиссий линейка масел ЛУКОЙЛ имеет довольно широкий ассортимент, который может покрыть требования большинства автомобилей в России и обеспечить надежную и качественную работу АКП. Основные масла для легковых автомобилей с гидромеханическими коробками передач представлены в таблице ниже.
Продукт |
GENERAL MOTORS |
FORD MOTOR Co. |
JASO |
OEM |
(Автомобили 1975 -1998 г.в.) |
GM DEXRON II D/III G |
- |
- |
ZF TE-ML 11A/11B/17C/04D/14A |
(Автомобили 1998-2005 г.в.) |
GM DEXRON III H |
FORD MERCON |
- |
|
GM DEXRON III H |
FORD MERCON FORD MERCON V |
JASO M315 1A |
MB 236.6/236.9 |
|
GM DEXRON III H |
FORD MERCON |
JASO M315 1A |
Nissan Matic D/J Mazda ATF D-II/ATF M-3 Hyundai/Kia ATF SP-III Ssang Yong DSIH 6P805 JWS 3309 Toyota Type T-III/T-IV Mitsubishi SP-II/SP-III Honda Z-1 MOPAR ATF +2/+3/+4 |
|
(Автомобили 2005 - н.в.) |
GM DEXRON VI |
Ford Mercon LV Ford Mercon SP |
JASO M315 1A |
Honda DW-1 Jaguar Fluid 8432 Mazda FZ Nissan Matic S VAG G 052533/ G 055005 / G 060162 MB 236.12/ 236.41/ 236.14/236.15 Hyundai/Kia SP-IV/SPH-IV Mitsubishi ATF-J3 Toyota Type WS |
Производители CVT (Continuously Variable Transmissions) и спецификации
Как и в случае с обычными автоматическими коробками передач, некоторые производители автомобилей разрабатывают вариаторы самостоятельно, а другие закупают их у сторонних производителей, таких как JATCO.
OEM |
Спецификация |
VAG |
TL 052 180/ 052 516 |
Ford |
WSS-M2C933-A WSS-M2C928-A |
Subaru |
Lineatronic CV-30/ CVTF II |
BMW/ MINI |
EZL 799A |
DODGE/ JEEP |
Mopar CVTF 4+ |
GM |
DEX CVT / GM CVT |
Mazda |
CVTF 3320 |
Mercedes Benz |
MB 236.20 |
Mitsubishi |
DiaQueen CVTF J1/J4 |
Nissan |
NS-1; NS-2; NS-3 |
Toyota/Lexus |
TC/ FE/ WS( Prius eCVT) |
Синтетическая жидкость LUKOIL CVTF
Для применения в цепных и ременных вариаторных коробках передач разработана полностью синтетическая жидкость LUKOIL CVTF. Её особенности:- обеспечивает отличные фрикционные показатели в режиме трения «металл-по-металлу»;
- предотвращает появление вибрации при переключении передач на протяжении всего срока службы;
- возможность использования в качестве альтернативы оригинальным жидкостям брендов Honda (HMMF/ HCF2/ CVT), Mitsubishi (CVTF-Diaqueen J1/J4, Toyota (CVTF TC / FE), Nissan (NS-1, NS-2, NS-3), Subaru (Lineartronic chain CVT and CVT II Fluid) и других.
Полный перечень спецификаций ЛУКОЙЛ CVTF указан в технической документации, который можно найти в карточке продукта.
Производители DCT (Double Clutch Transmissions) и спецификации
Крупнейшим производителем роботизированных коробок передач DCT является Volkswagen Audi Group, которая производит КПП под брендами DSG и S-Tronic. Daimler также производит ВСЕ самостоятельно. Другие производители автомобилей, как правило, покупают или разрабатывают DCT с производителями трансмиссий Getrag, BorgWarner и ZF.
OEM |
Спецификация |
VAG |
TL 052 182/ 052 529 |
Ford Getrag |
Getrag Powershift 7DCL750 |
BMW |
Lineatronic CV-30/ CVTF II |
BMW/ MINI |
83 22 2 148 578 83 22 2 148 579 83 22 0 440 214 83 22 2 147 477 |
PEUGEOT/ CITROEN |
9734.S2 |
Mercedes Benz |
MB 236.21 |
Porsche (ZF) |
999.917.080.00 |
VOLVO |
1161838 1161839 |
Синтетическая жидкость ЛУКОЙЛ DCTF
Для использования в современных роботизированных коробках передач с мокрым сцеплением концерна VAG (DSG), а также в некоторых коробках передач DCT автомобилей BMW, Ford, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Peugeout и Citroen разработана синтетическая жидкость ЛУКОЙЛ DCTF. Её особенности:- высокие противозадирные и противоизносные свойства,
- надёжная эксплуатация при низких температурах,
- плавность переключения передач без вибрации.
Выбор трансмиссионного масла и его замена
Масла для автоматических коробок передач — довольно специфические продукты. Двигатель автомобиля можно завести без моторного масла, и он некоторое время сможет проработать. Но АКП без рабочей трансмиссионной жидкости утратит работоспособность сразу.К сожалению, не существует универсального трансмиссионного масла или жидкости, которая могла бы работать во всех видах трансмиссии одинаково. Для каждого типа узла нужен свой продукт, который должен соответствовать требованиям производителя. Подробные требования всегда можно найти в технической документации к автомобилю.
Залог долговечной и качественной работы любой коробки передач — своевременная замена трансмиссионной жидкости. По требованиям автопроизводителей интервал замены жидкостей для легковых автомобилей составляет в среднем от 20 000 до 60 000 км в зависимости от условий эксплуатации.
