ЛУКОИЛ
Телефон
ЛУКОИЛ
Официальный магазин
смазочных материалов

Трансмиссионные масла для автоматических коробок передач: ATF, CVTF, DCTF

15.03.2022
По данным агентства «Автостат», доля продаж новых автомобилей с автоматическими трансмиссиями в России побила очередной рекорд. По итогам 9 месяцев 2021 года продана 771 тыс. легковых машин, или 66% от общего числа новых легковых автомобилей. Последние 5 лет этот показатель стабильно превышает 50%.

Но все ли автоматические коробки передач (АКП) одинаковы и какие смазочные материалы необходимы для их обслуживания? Давайте разберемся в этом деликатном вопросе.

Типы АКП и трансмиссионных жидкостей

Всего есть три вида автоматических коробок передач. Для эффективной работы каждому из них подходят свои смазочные материалы.

Гидромеханические трансмиссии (AT) — обычные «ступенчатые» АКП, доминируют на североамериканском рынке. Для автоматических гидромеханических трансмиссий предназначаются Automatic Transmission Fluids (ATF).

Вариаторы (CVT) — бесступенчатые трансмиссии с приводным ремнем или цепью, популярны в Азии. Для бесступенчатых коробок передач необходимы жидкости CVTF (Continuously Variable Transmission Fluid).

Коробки передач с двойным сцеплением (DCT — DSG, S Tronic, PDK и другие) пользуются большим спросом в Европе. По принципу работы они аналогичны механической трансмиссии. Основное отличие заключается в наличии сразу двух пакетов сцепления, один из которых передает крутящий момент на нечётные передачи (1, 3, 5, 7), а другой — на чётные (2, 4, 6). Процесс переключения передачи происходит автоматически и очень быстро, что позволяет обеспечить ровную тягу при разгоне и снизить расход топлива. Для коробок передач с двойным сцеплением требуются жидкости DCTF (Dual Clutch Transmission Fluid).

Состав и функции трансмиссионных жидкостей

Трансмиссионные жидкости решают следующие задачи:
  • смазывание деталей;
  • передача энергии от ДВС (через гидротрансформатор);
  • отвод тепла от пар трения;
  • защита деталей от износа;
  • исключение пенообразования;
  • лёгкое переключение передач.

Помимо этого, трансмиссионные жидкости должны быть совместимы со всеми видами материалов в коробке переключения передач (КПП), работать как при низких, так и при высоких температурах и поддерживать стабильную производительность в течение длительного времени.

В состав ATF-жидкостей обычно входят
  • антиокислительные и антипенные присадки,
  • модификаторы вязкости,
  • противоизносные добавки,
  • модификаторы трения,
  • моющие компоненты
  • и ингибиторы коррозии.

Традиционно они окрашены в красный цвет, чтобы их можно было отличить от других типов трансмиссионных жидкостей и масел. Однако могут использоваться и другие цвета, например, синий или зеленый.

CVTF-жидкости оптимизированы специальными противоизносными присадками и улучшенной защитой от пенообразования.

В отличие от ступенчатых АКП с гидротрансформатором, коробки DCT имеют синхронизаторы и цилиндрические шестерни. Поэтому DCTF-жидкости должны совмещаться с материалами синхронизаторов и иметь улучшенную защиту от износа (аналогично механическим коробкам передач).

Производители гидромеханических трансмиссий и спецификации

Коробки передач автоматической трансмиссии собираются либо производителями автомобилей (Toyota), либо сторонними поставщиками (JATCO, Aisin Warner, ZF). В профессиональной среде они обозначаются термином ОEM (Original Equipment Manufacturer) — производители оригинального оборудования. Именно OEM прописывает в технической документации требования к трансмиссионной жидкости.

Эти спецификации устанавливают процедуры тестирования жидкостей, параметры производительности, а также критерии прохождения тестов в условиях лабораторных или полевых испытаний.

Североамериканские производители легковых автомобилей

Среди североамериканских производителей автоматических трансмиссий доминируют Chrysler, FORD, General Motors.

Chrysler

Для заводской и сервисной заливки в 3-, 4-, 5- и 6-ступенчатые АКП Chrysler требуются традиционные высоковязкостные ATF спецификации MS-9602 или ATF+4. А для трансмиссий производства ZF от 8 ступеней и выше — специальные жидкости по спецификации ZF, которые можно найти в списках ZF List of Lubricants.

 Спецификация 

 Дата введения 

Применение

Статус

ATF+2

1967

3-ступенчатая АКП Chrysler 727 

Устаревшая

ATF+3

1980

3- и 4-ступенчатые АКП

Устаревшая

ATF+4

1998

3-, 4-, 5- и 6-ступенчатые АКП

 Действующая 


FORD

Для обозначения трансмиссионных жидкостей компания FORD использует два вида маркировки:
  1. Числовой и буквенный код M2C+номер спецификации. Например, M2C938-A предназначена для первой заводской заливки жидкости для автомобилей с 2008 года выпуска и старше.
  2. Обозначение MERCON SP/ LV/ ULV — маловязкие жидкости заводской заливки на срок службы до 150 000 миль (~240 000 км).

Для автомобилей, выпущенных до 1981 года, требуется жидкость типа FORD Type F. Для более современных (1981–2008 гг. выпуска) — жидкость, соответствующая спецификации MERCON V. Она взаимозаменяема со всеми жидкостями, где были рекомендованы MERCON или M2C138-CJ, и обладает улучшенными характеристиками по сравнению со стандартными жидкостями MERCON.

Спецификация

Дата введения

Применение

Комментарий

Статус

Type A/B

1960

 2- и 3-ступенчатые АКП FORD-O-MATIC

-

Устаревшая

Type F/G

1970

 А/м до 1981 года и более ранние

Улучшена стабильность против окисления

Устаревшая

MERCON

1987

А/м до 1988 года выпуска и более ранние

Улучшена стабильность против термического окисления и фрикционные свойства

Устаревшая

MERCON переработанная

1992

А/м 1996 года выпуска и ранее

Изменены низкотемпературные свойства, антиокислительные свойства

Устаревшая

MERCON V

1996

А/м 1997 года выпуска и более поздние

Улучшены антиокислительные свойства, низкотемпературные свойства, предъявлены новые требования к фрикционным свойствам

Устаревшая

MERCON переработанная

2004

А/м 1996 года выпуска и ранее

Ужесточены требования по NOACK

Устаревшая

MERCON V переработанная

2004

А/м 1981–2007 годов выпуска

Ужесточены требования по NOACK и фрикционным свойствам

 Действующая 

MERCON SP

2004

5- и 6-ступенчатые АКП ZF

Маловязкая жидкость. Несовместима с предыдущими спецификациями

 Действующая 

MERCON LV

2008

А/м с 2008 года выпуска и позже

Маловязкая жидкость. Несовместима с предыдущими спецификациями

 Действующая 

MERCON ULV

2017

9- и 10-ступенчатые АКП

Ультрамаловязкая жидкость, несовместима с предыдущими спецификациями

 Действующая 


GENERAL MOTORS

GM была первой компанией, которая представила серийную автоматическую трансмиссию и спецификации для жидкостей ATF — DEXRON. Эта спецификация была разработана в 1967 году и очень быстро стала стандартом для трансмиссионных жидкостей в американской автомобильной промышленности. Сегодня во всех трансмиссиях GM действуют и лицензируются DEXRON VI и DEXRON HP. Трансмиссионные жидкости предыдущих спецификаций устарели и больше не лицензируются компанией GM.

 Спецификация 

Дата введения

Применение

Комментарий

Статус

Type A

1949

GM Hydra-Matic

-

Устаревшая

Type A Suffix A

1957

Powerglide 2-ступенчатая АТ

Улучшена окислительная стабильность

Устаревшая

DEXRON

1967

Turbo-Hydramatic 3-ступенчатая АТ

Улучшены противоизносные и фрикционные свойства

Устаревшая

DEXRON II

1973

А/м 1973 года выпуска и более ранние

Применен новый модификатор трения

Устаревшая

DEXRON IID

1973

А/м 1973 года выпуска и более ранние

Улучшены антикоррозионные свойства

Устаревшая

DEXRON IIE

1979

А/м 1991 года выпуска и более ранние

Улучшены низкотемпературные свойства и окислительная стабильность

Устаревшая

DEXRON IIIG

1994

Автоматические трансмиссии с электронным управлением (ЕССС)

Улучшенная жидкость для АКП с электронным управлением

Устаревшая

DEXRON IIIH

2003

3- и 4-ступенчатые АКП

Улучшены фрикционные свойства, окислительная стабильность

Устаревшая

DEXRON VI

2006

6-ступенчатые трансмиссии и более ранние

Маловязкая жидкость. Улучшенные антиокислительные, фрикционные свойства. Более легкое переключение передач

 Действующая 

DEXRON HP

2013

8-ступенчатые трансмиссии

На базовых маслах PAO (ПАО)

 Действующая 


Спецификация GM встречается в технической документации следующих автомобильных марок: Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Oldsmobile, Pontiac, Hummer, Saturn Opel и Vauxhall, а также в некоторых моделях BMW, оборудованных автоматами GM.

В ряде случаев жидкости спецификации DEXRON применяются для заливки в гидроусилитель рулевого управления.

Азиатские производители легковых автомобилей

Азиатские производители разрабатывают и утверждают специальные стандарты ATF для собственных АКП. Основные производители и поставщики узлов на конвейеры — компании JATCO и Aisin Warner.

OEM

Спецификация

OEM

Спецификация

Aisin Warner 

AW-1; JWS 3309

Honda

ATF Z1; ATF DW-1 

Hyundai/ Kia 

SP-II, SP-III, SP-IV, SPH-IV, SP-IV-RR

Mitsubishi 

SP-II, SP-III, SP-IV 

DiaQueen J2, J3

Mazda

ATF FZ; JWS 3306; JWS 3317, ATF M III 

Subaru

ATF, ATF-HP

Nissan

Matic D, Matic J, Matic K, Matic S

Toyota

T-II, T-III, T-IV, WS

Suzuki

3314, 3317

 -

 -


Отдельная спецификация JASO M315-2013 (JASO 1-A) предназначена для жидкостей, которые используются в сервисной заливке. Она разработана производителями оборудования и нефтяными компаниями, которые занимаются производством присадок, для определения стандартных требований к производительности продукта. ATF, отвечающие требованиям JASO 1-A, подходят для обслуживания в тех случаях, когда оригинальное масло недоступно для покупки.

Европейские производители легковых автомобилей

Лидирующими производителями легковых автомобилей с АКП в Европе являются Audi, BMW, Daimler и Volkswagen. На автомобилях этих марок можно встретить трансмиссии производства Daimler, ZF, Aisin Warner и GM. Спецификация для ATF может устанавливаться либо производителем автомобиля, либо производителем трансмиссии.

Как и азиатские производители, европейцы не публикуют спецификации заводской заливки, но, как правило, они подобны оригинальным жидкостям для сервисной заливки. Общие технические требования к трансмиссионным жидкостям представлены ниже в таблице.

 Трансмиссия 

OEM

OEM номер

 Комментарий 

ZF 5HP

VAG

G 052162

ZF Lifeguard 5

ZF 6HP

VAG

G 055005

ZF Lifeguard 6

ZF 6HP

BMW

 8322 0142516 

 -

ZF 6HP

VAG

G 060162

ZF Lifeguard 8

ZF 8HP

BMW

8322 2152426

ZF Lifeguard 8

ZF 8HP

BMW

8322 2289720

ZF Lifeguard 9

Aisin Warner

VAG

G 055540

Toyota WS

NAG-2

 DAIMLER 

MB 236.15

ATF 134FE

725.0

 DAIMLER 

MB 236.17

Shell D971


Масла LUKOIL для гидромеханических АКП

Для классических гидромеханических трансмиссий линейка масел ЛУКОЙЛ имеет довольно широкий ассортимент, который может покрыть требования большинства автомобилей в России и обеспечить надежную и качественную работу АКП. Основные масла для легковых автомобилей с гидромеханическими коробками передач представлены в таблице ниже.

Продукт

GENERAL MOTORS

FORD MOTOR Co. 

JASO

OEM

ЛУКОЙЛ ATF

(Автомобили 1975 -1998 г.в.)

 GM DEXRON II D/III G 

-

-

ZF TE-ML 11A/11B/17C/04D/14A

ЛУКОЙЛ ATF IIIH

(Автомобили 1998-2005 г.в.)

GM DEXRON III H

FORD MERCON

-

ЛУКОЙЛ ATF SYNTH MULTI

GM DEXRON III H

FORD MERCON

FORD MERCON V

 JASO M315 1A 

MB 236.6/236.9

ЛУКОЙЛ ATF SYNTH ASIA

GM DEXRON III H

FORD MERCON

 JASO M315 1A 

Nissan Matic D/J 

Mazda ATF D-II/ATF M-3  Hyundai/Kia ATF SP-III

Ssang Yong DSIH 6P805 

JWS 3309

Toyota Type T-III/T-IV  Mitsubishi SP-II/SP-III

Honda Z-1

MOPAR ATF +2/+3/+4

ЛУКОЙЛ ATF SYNTH VI

(Автомобили 2005 - н.в.)

GM DEXRON VI

Ford Mercon LV

Ford Mercon SP

 JASO M315 1A 

Honda DW-1

Jaguar Fluid 8432

Mazda FZ

Nissan Matic S

VAG G 052533/ G 055005 / G 060162 

MB 236.12/ 236.41/ 236.14/236.15

Hyundai/Kia SP-IV/SPH-IV  Mitsubishi ATF-J3

Toyota Type WS


Производители CVT (Continuously Variable Transmissions) и спецификации

Как и в случае с обычными автоматическими коробками передач, некоторые производители автомобилей разрабатывают вариаторы самостоятельно, а другие закупают их у сторонних производителей, таких как JATCO.

OEM

Спецификация

VAG

TL 052 180/ 052 516

Ford

WSS-M2C933-A

WSS-M2C928-A

Subaru

 Lineatronic CV-30/ CVTF II 

BMW/ MINI

EZL 799A

DODGE/ JEEP

Mopar CVTF 4+

GM

DEX CVT / GM CVT

Mazda

CVTF 3320

 Mercedes Benz 

MB 236.20

Mitsubishi

DiaQueen CVTF J1/J4

Nissan

NS-1; NS-2; NS-3

Toyota/Lexus

TC/ FE/ WS( Prius eCVT)


Синтетическая жидкость LUKOIL CVTF

Для применения в цепных и ременных вариаторных коробках передач разработана полностью синтетическая жидкость LUKOIL CVTF. Её особенности:
  • обеспечивает отличные фрикционные показатели в режиме трения «металл-по-металлу»;
  • предотвращает появление вибрации при переключении передач на протяжении всего срока службы;
  • возможность использования в качестве альтернативы оригинальным жидкостям брендов Honda (HMMF/ HCF2/ CVT), Mitsubishi (CVTF-Diaqueen J1/J4, Toyota (CVTF TC / FE), Nissan (NS-1, NS-2, NS-3), Subaru (Lineartronic chain CVT and CVT II Fluid) и других.

Полный перечень спецификаций ЛУКОЙЛ CVTF указан в технической документации, который можно найти в карточке продукта.

Производители DCT (Double Clutch Transmissions) и спецификации

Крупнейшим производителем роботизированных коробок передач DCT является Volkswagen Audi Group, которая производит КПП под брендами DSG и S-Tronic. Daimler также производит ВСЕ самостоятельно. Другие производители автомобилей, как правило, покупают или разрабатывают DCT с производителями трансмиссий Getrag, BorgWarner и ZF.

OEM

Спецификация

VAG

TL 052 182/ 052 529

Ford Getrag

 Getrag Powershift 7DCL750 

BMW

Lineatronic CV-30/ CVTF II

BMW/ MINI

83 22 2 148 578

83 22 2 148 579

83 22 0 440 214

83 22 2 147 477

 PEUGEOT/ CITROEN 

9734.S2

Mercedes Benz

MB 236.21

Porsche (ZF)

999.917.080.00

VOLVO

1161838

1161839


Синтетическая жидкость ЛУКОЙЛ DCTF

Для использования в современных роботизированных коробках передач с мокрым сцеплением концерна VAG (DSG), а также в некоторых коробках передач DCT автомобилей BMW, Ford, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Peugeout и Citroen разработана синтетическая жидкость ЛУКОЙЛ DCTF. Её особенности:
  • высокие противозадирные и противоизносные свойства,
  • надёжная эксплуатация при низких температурах,
  • плавность переключения передач без вибрации.

Выбор трансмиссионного масла и его замена

Масла для автоматических коробок передач — довольно специфические продукты. Двигатель автомобиля можно завести без моторного масла, и он некоторое время сможет проработать. Но АКП без рабочей трансмиссионной жидкости утратит работоспособность сразу.

К сожалению, не существует универсального трансмиссионного масла или жидкости, которая могла бы работать во всех видах трансмиссии одинаково. Для каждого типа узла нужен свой продукт, который должен соответствовать требованиям производителя. Подробные требования всегда можно найти в технической документации к автомобилю.

Залог долговечной и качественной работы любой коробки передач — своевременная замена трансмиссионной жидкости. По требованиям автопроизводителей интервал замены жидкостей для легковых автомобилей составляет в среднем от 20 000 до 60 000 км в зависимости от условий эксплуатации.
К списку статей
Мы используем файлы cookie. Подробная информация в правилах по обработке персональных данных.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.