ЛУКОИЛ
Официальный магазин
смазочных материалов
Подбор масла Подбор масла 0

Цвет выхлопных газов: на какие проблемы указывает цвет выхлопа

26.07.2019

Содержание:

Если вашему автомобилю больше пяти лет и вы хотя бы раз присутствовали при прохождении планового техосмотра, вы наверняка наблюдали, как на выхлопную трубу надевают специальный прибор — газоанализатор, — чтобы измерить количественные показатели углекислого газа и присутствие топливных фракций и кислорода.

Прибор позволяет увидеть, насколько полно сгорает топливо. Помимо этого, можно оценить эффективность работы систем очистки выхлопных газов — они как раз и определяют экологический класс вашего автомобиля. Содержание различных компонентов в выхлопных газах позволяет сделать выводы о том, насколько исправен двигатель. Но есть несколько простых способов, которые помогут ещe до техосмотра выяснить, пора ли вам в сервис. Достаточно внимательно посмотреть на цвет выхлопных газов.

Какого цвета должен быть выхлоп

Какого цвета должен быть выхлоп

Прежде чем пытаться разглядеть неисправности, стоит вспомнить, что такое выхлопные газы, как они образуются и какими должны быть в нормальном состоянии.

Выхлопные или отработанные газы — продукт сгорания топлива в камерах сгорания двигателя. Тип используемого топлива определяется конструкцией двигателя: бензиновый, дизельный или газовый. 

Исправный двигатель должен выделять бесцветные газы, особенно в тeплое время года. Зимой же, сразу после запуска мотора и его прогрева до рабочей температуры, цвет может быть беловатым — это тоже нормально. Белый дым образуется в результате испарения скопившегося конденсата в выпускной системе: как только двигатель прогреется, вся влага исчезнет, и дым вновь станет едва заметным. Если даже после прогрева дым не пропадет, это может свидетельствовать о проблеме. Особенно если газ, который выходит из выхлопной трубы, стал черным, густо-белым, сизым или даже коричневым.

Белый цвет выхлопных газов

Как мы уже говорили выше, белый дым при запуске двигателя — показатель присутствия паров воды в выхлопных газах. Вода выделяется при сгорании топливо-воздушной смеси, и еe присутствие в небольшом количестве некритично. Некоторые эксперты даже считают, что после пуска из глушителя должно немного закапать — это говорит о хорошей настройке мотора.

Если же белый дым не пропадает после прогрева двигателя и остаeтся густым, наиболее вероятная причина — попадание антифриза в цилиндры.

Чаще всего такой выхлоп — это следствие «отслужившей своe» прокладки или трещины в головке блока цилиндров. Охлаждающая жидкость попадает в картер двигателя, смешивается с маслом и изменяет оттенок дыма, идущего из выхлопной трубы. По мере прогрева двигателя дым остается насыщенно-белым. И если замена прокладки вопрос нескольких тысяч рублей вместе с работой мастера, то трещина на ГБЦ сулит крупные траты и замену дорогостоящей корпусной детали.

Есть и другие причины, которые так или иначе связаны с охлаждением двигателя:

  • перегрев мотора из-за неисправного термостата или помпы;
  • неисправность реле вентилятора охлаждения или поломка самого вентилятора;
  • утечка жидкости из радиатора;
  • воздушные «пробки» в системе охлаждения.
Часто описанные причины взаимосвязаны: если радиатор неисправен и попросту течeт, создаeтся воздушная пробка и двигатель кипит. Или неисправная помпа не даeт правильно циркулировать охлаждающей жидкости, что вновь приводит к перегреву.

Перегрев же несeт за собой целый шлейф потенциальных проблем, вплоть до того, что блок двигателя может перегреться и заклинить. В этом случае никакой капитальный ремонт не поможет — только полная замена двигателя.

Если у вас есть подозрения, что белый дым гуще обычного и плохо рассеивается, следует как можно скорее обратиться в сервис. Это именно тот случай, когда автомобиль нельзя эксплуатировать: густой белый дым имеет самые дорогие последствия.

Сизый выхлоп

Выхлоп окрашивается в сизый, разные оттенки синего, голубоватого или серого цвета в случаях неполного сжигания топлива или если излишнее количество масла попадает в камеры сгорания. Такие неисправности сопровождаются увеличением расхода топлива, быстрым потемнением масла и более высоким расходом на угар. Изменения в поведении автомобиля вы сможете почувствовать при разгоне: он станет менее динамичным.

Запах у сизого дыма, идущего из выхлопной трубы, тоже особенный: напоминает старые советские мотоциклы и мопеды. В этих двигателях ещe не применялась раздельная смесь и масло специально смешивали с бензином.

Причин появления сизого дыма может очень много, вот лишь некоторые из них:

  • нарушение процессов сгорания топлива из-за неисправности форсунок, ошибки начала подачи топливо-воздушной смеси;
  • выброс масла в камеру сгорания. Причины могут быть разными: от завышенного уровня масла в картере до повышенного давления в картере двигателя из-за его плохой вентиляции или прорыва газов из камеры сгорания;
  • неверная регулировка зазоров свечей;
  • залeгшие компрессионные кольца в результате их коксования приводят к образованию увеличенных зазоров в ЦПГ, что способствует прорыву газов в картер и выбросу масла в камеру сгорания.
К слову, закоксованность колец может являться ещe и следствием использования некачественного масла или признаком, что масло редко меняли. В таких случаях масло окисляется и теряет свои свойства задолго до замены.

Не стоит чрезмерно экономить на масле и уж тем более растягивать интервалы замены. Даже если у вас не самый новый или не самый дорогой автомобиль, любой ремонт обойдeтся во много раз дороже. Подробно о подборе масла мы говорили в одной из предыдущих статей.

В отличие от густого белого дыма, с маслом в цилиндрах можно проехать какое-то расстояние. И лучше, если это будет путь до автосервиса.

Выхлопные газы черного цвета

Самый очевидный оттенок дыма, который может выходить из глушителя — чeрный. Он — явное свидетельство неполного сгорания топлива в цилиндрах. В двигатель поступает недостаточное количество воздуха, топливо не может полностью сгореть, и образуется большое количество сажи. Такое часто встречается у дизельных двигателей. 

Чeрный дым из выхлопной трубы также может говорить о сниженной компрессии в двигателе. Его главный индикатор — повышенный расход топлива. Ещe одна частая причина появления чeрного дыма — неисправность топливных форсунок. Иногда достаточно очистки и промывки, но официальные сервисы и автопроизводители рекомендуют замену.

Если вы собираетесь купить подержанную машину и проверяете ее состояние, черный дым должен насторожить вас. Если причина его появления действительно связана с неисправностью топливных форсунок, значит, сразу после покупки вам придется потратиться на ремонт. Конечно, можно купить машину и в таком состоянии. Но тогда лучше поговорить с ее владельцем, сразу прояснить ситуацию и предложить ему сделать скидку.

Помимо вышеупомянутых, есть ещe спектр не менее важных и вероятных проблем, которые приводят к появлению чeрного дыма. Среди них:

  • грязный или неисправный воздушный фильтр;
  • неверная регулировка зазоров свечей;
  • ошибки датчика системы впрыска;
  • неисправности ТНВД;
  • проблемы с системой регулирования наддува.
Бывает так, что появление черного дыма сопровождается особенно громкой работой двигателя. Это обычно означает, что интеркулер изношен, уже не справляется с предварительным охлаждением воздуха, его пора менять.

Стоит вспомнить и опыт наших отцов и дедушек: чeрный выхлоп почти всегда был связан с карбюратором. Но с каждым годом таких автомобилей всe меньше, так же, как и людей, которые могут правильно наладить подачу топлива: искусство сродни настройке роялей и пианино!

Существует ещe один интересный автомобильный феномен из-за океана: там «дымить чeрным» модно. Есть даже свой термин — «rolling coal», что дословно можно перевести как «дать угля». Главные герои — классические американские пикапы, такие как Dodge Ram и Ford F350.

Изначально из системы выхлопа дизельных внедорожников убирали сажевый фильтр, чтобы дополнительно увеличить мощность для соревнований. Но эффектный черный дым так понравился публике, что в итоге стал частью ответвления культуры «американской деревенщины», которая выступает против прогресса и экологических новаций. Еe адепты намеренно перенастраивают двигатель таким образом, чтобы дизель «переливал», топливо не успевало сгореть и вылетало в воздух в виде частичек сажи. Просто вбейте запрос «rolling coal» в любой поисковик — зрелище впечатляющее, но исключительно вредное для окружающей среды и лeгких человека.

Коричневый выхлоп

Бывает так, что выхлопные газы приобретают не только черный, сизый или белый, но и коричневый оттенок. Это прямо говорит о сильном износе поверхности цилиндра и поршневых колец. Основные причины, которые ускоряют износ, – это:

  • эксплуатация двигателя под большой нагрузкой;
  • недостаточное количество или низкое качество смазки;
  • попадание загрязнений в цилиндр.

Точную причину, по которой газ, выходящий из выхлопной трубы, стали коричневым, определит профессиональная диагностика. Кстати, о проблемах с цилиндрами и поршневыми кольцами могут также свидетельствовать снижение мощности двигателя и увеличение расхода топлива.

Изменение цвета газа, выходящего из выхлопной трубы, на коричневый может быть вызвано тем, что в топливо каким-то образом попал антифриз. Проверьте состояние системы охлаждения — возможно, где-то есть утечка. Если это так, ее обязательно надо устранить. Смешивание топлива с охлаждающей жидкостью влечет за собой негативные последствия и для системы охлаждения, и для двигателя в целом.

Резюмируем

Сизый, коричневый, черный цвет выхлопных газов, белый выхлоп

Сизый, коричневый, черный цвет выхлопных газов, белый выхлоп — все это прямо указывает на неисправности. Если из выхлопной трубы автомобиля идет черный, белый или какой-либо другой подобный дым, значит, надо срочно проверить техническое состояние автомобиля. Не следует откладывать решение проблемы на потом, лучше сразу обратиться в сервис.

Как бы банально это ни звучало, необходимо следить за своим автомобилем в прямом смысле слова. Доступность автосервисов и продлeнная гарантия — прекрасная помощь, но не панацея. Буквально 5-7 минут, которые вы потратите перед поездкой, могут сохранить не только ваше деньги, но и время, проведeнное в сервисе или без любимого авто.

Проверили жидкости, протeрли стeкла, посмотрели на давление в шинах... За это время и автомобиль прогреется — самое время смотреть на цвет выхлопа!

К списку статей
Ваш город ****?
Мы используем файлы cookie. Подробная информация в правилах по обработке персональных данных.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.